Инклюзивная медиастудия «На равных»: формирование профессиональных медиакомпетенций у лиц с ОВЗ

 Возможность заработка с помощью создания цифрового контента: на интернет ресурсах СМИ, площадках видеохостинга и социальных сетях – одна из самых актуальных тем. Данные форматы предполагают удаленный способ работы, который максимально подходит лицам с ограниченными возможностями. Онлайн медиаплощадки предполагают любые способы самовыражения и устанавливают равноценность и равноправность всех авторов контента, что также является возможностью самореализации лиц с ОВЗ и преодоление профессиональной стигматизации как низкоквалифицированных сотрудников. Настоящий проект направлен на создание медиастудии «На равных», в которой будет проводиться обучение лиц в ОВЗ технологиям создания профессионального медийного контента для СМИ и для реализации собственных проектов; работа по созданию медиапродукта с последующим размещением на ресурсах партнеров. Обучение будет проводиться ключевыми партнерами проекта: сотрудниками ГТРК «Саратов» (телеведущими, монтажерами, режиссерами, продюсерами, операторами, корреспондентами), холдингов «Выбери радио» (радиоведущими, звукорежиссерами)

В рамках проекта целевой группе будет предлагаться профориентация и направления обучения широкому спектру профессий в сфере СМИ и цифровых медиа (видеограф, ведущий, корреспондент, автор, редактор, продюсер), которые они могут выбрать исходя из своих интересов и физических возможностей.

В эфире радиоканала «Радио России в Саратове» в рамках программы «Начало дня» и на интернет-канале «Вторая Садовая» будет регулярно выходить одноименная рубрика («На равных»), что обеспечит профессиональную и творческую реализацию, закрепление медиакомпетенций на практике и трудовую адаптацию в медиасреде. Также предусмотрено создание участниками проекта youtube канала с авторским контентом, демонстрирующим положительный жизненный опыт, талант, профессиональную деятельность и биографические проекты.

Проект стартовал в июле 2021 года при поддержке фонда Президентских грантов.

Аудиотеатр «Откровение» : спектакли лиц с ОВЗ и непрофессиональных актёров

Одним из эффективных методов социализации лиц с ОВЗ в медико-социальной сфере является культурно-творческая деятельность. На базе регионального отделения ООО «ССОПИР» и «Центра адаптации и реабилитации инвалидов» проходят курс культурно-творческой реабилитации более 100 человек в месяц.

Настоящий проект направлен на создание Аудиотеатра «Откровение», в котором лица с ОВЗ под руководством опытных режиссеров-постановщиков участвуют в записи серии аудиоспектаклей с использованием современных звукозаписывающих средств и применением ASMR методики. Технология проекта основывается на оптимизации форм культурно-творческой реабилитации людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и др. Методика проекта заключается во включении лиц с ОВЗ в создание аудиоспектаклей. Лицам с ОВЗ, предлагается участвовать в записи спектаклей и исполнять роли голосом. Лицам с ОВЗ, имеющим речевые нарушения, отводится роль дизайнеров по звуку, запись которого происходит с использованием бинаурального микрофона. Запись осуществляется на площадках театра «Версия», владеющей ресурсной и профессиональной базой, и отделения «ССОПИР» с медицинским оборудованием. Коллектив социальных работников «ССОПИР» оказывает сопровождение актёрам Аудиотеатра «Откровение». Речевой подготовкой и актёрским мастерством руководит  режиссер-постановщик Чупикова Т. П., имеющая опыт в постановке спектаклей с инклюзивной аудиторией («Где родился, там и пригодился», «Перспектива»). На протяжении всего периода реализации проходят мастер-классы, лекции, вебинары, практики по созданию звуковых эффектов, актёрской игре, социальному взаимодействию, психологической поддержке от экспертов областного и всероссийского уровней.

Получил поддержку фонда Президентских грантов. Проект успешно реализован в 2020-2021гг.

В объективе — волонтер

В Год волонтера (добровольца) в России, стартовал проект «В объективе — волонтер», который направлен на популяризацию добровольчества в обществе, обмен передовым опытом путем освещения волонтерской деятельности. Проект имел несколько этапов по трем направлениям: «Школьный волонтёр» «Серебряный волонтер» и «Молодёжь за волонтёрство».

В рамках направления серебряные» волонтеры. состоялась постановочная фотосессия волонтеров старшего поколения, которые представили свою практику работы. Далее в Саратовском ТЮЗе им. Ю.П. Киселева состоялась выставка фоторабот, посвященная добровольческой деятельности в области, на которой присутствовал губернатор Саратовской области В.В Радаев.. В ходе дальнейшей реализации проекта в члены клуба были привлечены 20 человек, проводились выездные фоторепортажи о лучших практиках волонтерской работы в трех районах Саратовской области: Энгельсском, Балаковском и Балашовском.. В ходе поездок проведены постановочные, и репортажные съемоки о работе волонтеров.. В течение 2018-2019 была проведена встреча и освещена работа волонтеров, учащихся школ — «Школьный волонтёр» и студенческих волонтерских движений — «Молодёжь за волонтёрство».

Проект был успешно реализован в тесном сотрудничестве с ГАУ СО « Центр адаптации и реабилитации инвалидов» на площадке которого существует единственный в Саратовской области фотоклуб «Отражение», состоящий из фотолюбителей с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционная программа поддержки лиц с ментальными особенностями

«Возрождение»

Цель: Коррекция психофизиологических и когнитивных функций у граждан трудоспособного возраста с ментальными особенностями различной этиологии посредством реализации коррекционной программы с комбинацией аппаратных и психологических методов.

Задачи: — Закупка оборудования, необходимого для коррекции недостатков когнитивной и эмоциональной сфер у лиц с ментальными нарушениями; — Обучение специалистов организации работе с аппаратом Рулисен; — Реализация коррекционной программы и комплекса мероприятий программы.

Коррекционная программа поддержки лиц с ментальными особенностями «Возрождение» носит комплексный характер и разделена на два этапа.

Первый этап включает в себя коррекционные сессии, психологические тренинги, индивидуальные развивающие занятия. На первом этапе, помимо индивидуальных процедур с психологами, используется система аудиокоррекции РуЛисен (Rulisten) (https://rulisten.ru/) – отечественный аналог аппарата ТОМАТИС (Tomatis) (https://tomatis.gospartner.com/). Система РуЛисен обучает слуховой анализатор правильно обрабатывать поступающую информацию. Благодаря пластичности мозга и взаимосвязи путей слухового анализатора с другими участками мозга происходит воздействие на связанные с ним психические, когнитивные и физиологические функции. На текущий момент данная методика успешно применяется для восстановления когнитивных функций у детей и подростков, а благодаря коррекционной программе «Возрождение» — и у взрослых граждан с ментальными особенностями. Доказано, что реабилитационный комплекс с использованием системы аудиокоррекции эффективен для реабилитации взрослых с ментальными особенностями, такими как интеллектуальная недостаточность, ДЦП с ментальными нарушениями, расстройства аутистического спектра или для молодых граждан, переживших инсульт. Благодаря данному проекту обеспечивается доступность высокотехнологичных инновационных методов коррекции ментальных нарушений, что становится уникальным отличием программы «Возрождение».

Второй этап программы ориентирован на лиц, успешно прошедших первый этап, и готовых к групповому взаимодействию. Он направлен на развитие социализирующих и творческих навыков участников программы. Специалисты организации обладают значительным опытом в области реабилитации лиц с ОВЗ и ментальными нарушениями и компетенциями в сфере психокоррекции. Действуя системно, обеспечивается целостное коррекционное воздействие на психофизиологические и когнитивные процессы у участников программы.

Важно, что реализация программы проводится при активном партнерском участии «Центра адаптации и реабилитации инвалидов» (ГАУ СО «ЦАРИ»). Участники программы «Возрождение» сочетают аппаратные психокоррекционные занятия с  физиотерапевтической реабилитацией на базе Центра, что обуславливает комплексную коррекционную работу с пациентами. В целом, реализация программы поддержки лиц с ментальными особенностями «Возрождение» обеспечивает комплексную реабилитацию и коррекцию психофизиологического состояния молодых взрослых с ментальными особенностями. Для реализации проекта было приобретено специальное оборудование : Аппарат Rulisten  (6 шт), стол письменный (3шт.) , специальные кресла для релаксации (3шт.). Использовалось имеющееся оборудование: Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр»(1шт.), зеркальная цифровая камера CANON EOS 5 D MARK IV, телеобъектив Canon EF 70-200mm F/2.8 L IS III USM объектив со стабилизатором. Музыкальное и видеооборудование, для проведения музыкальных, танцевальных и развивающих занятий в рамках проекта.

 Участие в реализации программы поддержки лиц с ментальными особенностями «Возрождение» приняли _9__ специалистов; услуги социальной реабилитации благодаря программе «Возрождение» получили 72 гражданина в возрасте от 18 до 40 лет с ментальными особенностями;

в рамках реализации программы по проведению курса занятий с применением оборудования Рулисен (Rulisten) с лицами с ментальными нарушениями проведено 1476- индивидуальных занятий до достижения планируемого результата.

  В завершении проекта был организован областной семинар, на который прибыли 58 специалистов, осуществляющих работу с гражданами, имеющими ментальные нарушения. Психологи проекта рассказали о результатах реализации проекта, представили качественные и количественные результаты и провели с участниками семинара комплекс психологических мероприятий, реализуемых в программе «Возрождение».

Все желающие смогли ознакомиться с работой системы аудиокоррекции Rulisten и задать интересующие вопросы. В завершающей части семинара было презентовано учебно-методическое пособие для представителей НКО и сотрудников социальной сферы, оказывающих социальные услуги взрослым с ментальными особенностями.

Цель проекта достигнута, сравнение результатов исследования когнитивных функций, особенностей личности и коммуникативных навыков на констатирующем и контрольном этапах исследования показало положительную динамику изучаемых психических процессов, свойств и состояний у лиц с ментальными нарушениями. Проект оказал позитивное влияние на всю целевую группу, у лиц с ментальными нарушениями повысился интерес к коррекционно-развивающим занятиям, возросла активность на занятиях, улучшилось эмоциональное состояние, наблюдалось совершенствование навыков самоконтроля и саморегуляции своего поведения и деятельности, снижение тревожности. Группа участников проекта сплотилась, наблюдалось стремление к совместной  деятельности, совершенствование коммуникативных навыков, увеличилась частота межличностного взаимодействия.

В результате проведенных коррекционно-развивающих занятий с использованием системы аудиокоррекции РуЛисен у 45 участников проекта из 72  (63%) повысились показатели продуктивности всех процессов памяти, о чем свидетельствует сравнение результатов на констатирующем и контрольном этапах исследования. При проведении первичной диагностики по методике «Запоминание серии 10 слов» (А.Р. Лурия) было установлено, что для большинства участников были характерны значительные трудности при выполнении задания, некоторые не приняли задание, другие выполняли задание с многочисленными ошибками и не исправляли их, в целом воспроизводили в среднем по 3-4 слова со стойкими ошибками в процессе всех воспроизведений, у них наблюдались привнесения в процессе воспроизведения, в большинстве случаев отсутствовала положительная динамика заучивания. На контрольном этапе исследования было установлено, что участники проекта стали запоминать большее количество слов – в среднем 5-6 слов, улучшилась динамика заучивания, они старались припоминать слова, при указании на ошибки исправлять их, стало меньше повторов и привнесений в процессе воспроизведения. Улучшились показатели как кратковременной, так и долговременной памяти.

После проведенных занятий у 49 участников проекта из 72 (68%) произошло улучшение навыков самоконтроля, саморегуляции поведения и деятельности. Как показало анкетирование ближайшего окружения лиц с ментальными нарушениями на контрольном этапе исследования, большинство участников проекта стали чаще контролировать свои эмоции, меньше проявлять негативизм, агрессивность, конфликтность, тревожность, стали более сдержанными в эмоциогенной ситуации. У них улучшились показатели планирования и организации деятельности, навыки её контроля.  Повысилась активность при выполнении деятельности, они стали легче включаться в деятельность, меньше отвлекаться в процессе деятельности, чаще доводить начатое дело до конца.

У 52 участников проекта из 72 (72%) после проведенных занятий с использованием системы аудиокоррекции РуЛисен произошло улучшение коммуникативных навыков в процессе межличностного общения и взаимодействия в условиях совместной деятельности, о чем свидетельствует наблюдение и анкетирование ближайшего окружения. Они более активно стали устанавливать контакт, поддерживать его в процессе взаимодействия, вступать в диалог, обсуждать процесс и результаты совместной деятельности. У участников проекта контакт после занятий стал более активным, продуктивным и заинтересованным. Участники проекта стали проявлять больше инициативы в общении с другими клиентами. Как отмечают ближайшие родственники, у участников проекта появилось больше  друзей и знакомых, у них произошло повышение успешности  организации совместной деятельности с другими людьми.

У 49 участников проекта из 72 (68%) после проведения коррекционных занятий наблюдалось улучшение речевой деятельности, понимания речи и построения речевых высказываний, повысилась мотивация речевых высказываний, увеличилась активность речи, ее развернутость, улучшилось речевое опосредование деятельности,  об этом свидетельствует наблюдение в процессе обследования, а также результаты выполнения диагностических заданий, предполагающих составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картин, связанных единым сюжетом, заданий, позволяющих оценить восприятие, понимание и воспроизведение коротких рассказов. Участники проекта стали более активно и развернуто рассказывать о себе, о своей деятельности, давать пояснения и оценку деятельности других, делиться впечатлениями о каких-либо событиях.

У 41 участника проекта из 72 (57%) после проведения занятий  с использованием системы аудиокоррекции РуЛисен наблюдалось совершенствование умения устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями окружающей жизни, по данным обследования с помощью методики «Последовательные картинки», «Сюжетная картинка».

У 54 участников проекта из 72 (75%) после занятий, как показали результаты исследования по методике «САН», отмечалось улучшение эмоционального состояния, преобладающим стал положительный фон настроения, эмоциональные реакции стали более адекватными, настроение более устойчивым. Участники проекта стали  чаще контролировать свои эмоции, вести себя более сдержанно.